Эмблематика

ЭМБЛЕМАТИКА (c греческого – выпуклое украшение) – дисциплина, объектом изучения которой является эмблема – условное изображение понятий, идеи в виде рисунка, содержащего в себе определённый смысл, знак, заменяющий идею, её иероглиф, облечённый в реальный образ, в форму вещественного иносказания. В отличии от символа, понятие которого значительно шире, эмблема – видимый образ, воплощённый в рисунке, графике. Она может быть выполнена художественными и другими средствами. От этого её сущность, заключающаяся только в конвенциональном обозначении того или иного общественно-исторического или личного значения, не меняется.

Как и всякого рода отличительные знаки, эмблемы появились ещё на заре человеческой культуры и имели культовое, правовое или имущественное содержание. Знаковой системой различной функциональной значимости широко пользовались ещё в глубокой древности. Это примитивные культовые рисунки, с которыми связывались языческие религиозные представления, различные условные эмблемы для обозначения родовой или частной собственности, ремесленные знаки, клейма купцов и т. д.

В раннефеодальном государстве Киевской Руси эмблемы несли социальную нагрузку. Их функциональная сущность характеризовалась многозначностью. Так, великокняжеские эмблемы являлись атрибутами власти и использовались на печатях, которыми скреплялись международные договоры. Таким образом, они приобретали значение общегосударственных эмблем. В различных сферах административной и хозяйственной жизни княжества эмблемы служили знаками собственности. Установленные в качестве личнородового знака князя на границе его владений для обозначения границ принадлежащей ему земли, они фактически являлись символами этих владений, отождествлялись со всем княжеством. Эмблемы правящей династии передавались по наследству, приобретая качества родового герба.

Наибольшую популярность эмблемы приобрели в средние века, когда идеи человека, его представления о Вселенной находились под сильным влиянием веры в бога. Поэтому эмблематика того времени имела ярко выраженную религиозную окраску. Писатели, поэты, художники, скульпторы использовали символы и эмблемы в качестве средства воспитания, отражения жизни сообразно своим религиозно-догматическим представлениям. Широко привлекались библейские образы, морализующие сюжеты из популярных в XVI в. произведений – Физиолога, Псалтыря, Шестоднева, различных приточников, азбуковников, символических и эмблемников западноевропейского происхождения.

Постепенно главным источником эмблематических символов и изображений стала Библия. Библейские сюжеты подверглись эмблематической обработке. В духе христианской эмблематики интерпретировались различные символы языческого времени и античного мира. В образы животных и предметы материального мира вкладывался богословский или морально-этический смысл (верблюд – знак воздержанности и умеренности, волк – воровства, ненасытности, скупости; черепаха – лености, медлительности, бабочка – глупости, легкомыслия, непостоянства и т. д.).

Нередко эмблематические образы сопровождались пояснительными надписями, например, «рука из облаков выходящая, в латы одетая и держащая мечь с масличною веткою» имела трактовку: «готов к войне и миру».

Добродетели, пороки и страсти в богословских книгах и на иконах часто изображались в виде аллегорических фигур (благополучие или счастье – женщина в длинной одежде, которая держит в одной руке меркуриевый жезл, а в другой – рог изобилия; клевета – фурии; любовь – крылатого обнажённого, иногда слепого младенца с луком и колчаном со стрелами; победа – девы, держащей в одной руке пальмовую ветвь, а в другой – лавровый венец и т. д.).

Изображения гербов входили во многие эмблематические сочинения, где часто в стихотворной форме воспевались как сами гербы, так и их носители.

К середине XVIII в. эмблематика постепенно утрачивает самостоятельное значение в литературе и живописи и становится частью декоративного оформления. Однако в геральдике и в искусстве составления гербов эмблемы и эмблематические сюжеты продолжали играть первостепенную роль. Герольдмейстеры и художники Герольдмейстерской конторы (учреждения, созданного специально для этих целей по указу Петра I в 1722 г.) постоянно использовали в качестве справочных пособий различные западноевропейские сборники: Собрание эмблем Сааведры Фахардо, Гербовник Ш. Окольского, «Символы и емблемата» (Амстердам, 1705 г.) – издание, включавшее многие европейские эмблематические собрания, а также переведенный по поручению Петра I на русский язык Нестором Максимовичем «Амбодик». Эта книга, ставшая настольной для всех составителей гербов, насчитывает более 80 эмблем с соответствующей трактовкой. Петербургское издание открывает портрет Петра I в обрамлении эмблем и символов, которые имеют толкование. Среди них двуглавый орёл со скипетром и державой, Георгий Победоносец, поражающий змия. Эта эмблема трактуется: «вождь и защитник от врагов». Некоторые из помещённых 9 эмблем Пётр I использовал на своих печатях. В книге даётся и определение эмблемы: «Это есть остроумное изображение или замысловатая картина, очам представляющая какое ни есть естественное одушевлённое существо, или особливую повесть, с принадлежащею к ней нарочитою надписью, состоящею в кратком слове изречении… Емблемы суть различные, а именно – божественные, духовные, исторические. политические, гербовые, нравственные, таинственные и проч.»

Наряду с эмблемами, взятыми из западноевропейских гербовников, в российских дворянских и городских гербах всё более широкое распространение получали символы верховной власти (знаки «царской власти») – двуглавый орёл, скипетр, держава, корона и т. д. Принцип введения монархической атрибутики, утвердившейся с конца XVIII в. вплоть до ХХ в., стал основным в российском герботворчестве. Создание гербов регламентировалось государственной властью. Наряду с этим в дореволюционной России существовала система эмблематических знаков, использовавшихся правительством для укрепления идейных позиций самодержавия.

После Октября 1917 г. были отменены старые гербы, эмблемы и ордена. Постепенно начали складываться основы советской эмблематики, выражавшие наиболее характерные черты общественного и экономического строя. Многие из эмблем имели агитационную направленность. Так, факел, пламя, молния, мозолистая рука, колос, хлебный сноп должны были символизировать животворную силу революции, фигуры рабочего, крестьянина, солдата, матроса – творцов нового строя, разбитые цепи – освобождение трудящихся, штык, сабля, винтовка – вооружённую власть народа.

Введение иных по смыслу и содержанию эмблем изменило и расширило предмет геральдики. Встал вопрос о создании научной дисциплины, которая бы позволила интегрировать объекты исследования сфрагистики, геральдики, нумизматики с рассмотрением эмблем современного периода.

Первым предложил использовать термин «эмблематика» А. А. Введенский в 1962 г. Учёный полагал, что предметом её исследования должны быть эмблемы и символы различных эпох, форм, назначений, социальной значимости и т. д. Профессор В. И. Стрельский считал важной задачей изучение советской эмблематики, в частности флагов, орденов, грамот и т. д. Он предложил включить в предмет рассмотрения эмблематики как научной дисциплины гербы, символы, эмблемы, флаги, знамёна, ордена, филиграни, экслибрисы.

Профессор Е. И. Каменцева подчеркнула, что такие традиционные исторические дисциплины, как геральдика, сфрагистика и нумизматика тесно взаимосвязаны, поскольку изучают эмблемы, помещаемые на гербах, печатях и монетах. С расширением хронологических рамок изучения этих дисциплин следует создать эмблематику, сфера изучения которой должна включать всю массу эмблем, появившихся после Октября 1917 г. Её создание явится логическим завершением развития указанных дисциплин. Уточняя предмет исследования современной эмблематики, Е. И. Каменцева отметила, что он должен включать государственные гербы и флаги страны, деньги (боны), марки, монеты, т. е. объекты нумизматики и бонистики, различные знамёна, войсковые стяги и эмблемы организаций, а также городскую, торговые и производственную эмблематику. Сведения по эмблематике очень важны для источниковедения.

(Специальные исторические дисциплины. — Киев, 1992. — С.300-303)

Похожие статьи

Блок

Блок