Геральдика

ГЕРАЛЬДИКА — изучает гербы как специфический исторический источник. Её данные способствуют обогащению исторических знаний, поскольку исследование гербов, изображённых на материальных памятниках, помогает в определёнии путей наследования, т. е. перехода тех или иных вещей, имущества от одних владельцев к другим, а также в изучении экономических и культурных связей между различными странами. С помощью геральдики можно выяснить принадлежность того или иного документа или вещественного памятника определённому лицу, установить их подлинность.

Термин происходит от позднелатинского heraldus – герольд, глашатай. Герольдом в Западной Европе называлось лицо, управлявшее рыцарскими турнирами. Герольд провозглашал, кто явился на турнир, описывал внешние приметы рыцарей, желающих принять участие в нём.

Герб – это символический опознавательно-правовой знак, составленный и утвержденный по определенным правилам, служащий постоянным отличием лицу. роду. обществу или учреждению. городу. области. государству.

Происхождение гербов уходит в глубь веков. их прототипами были изображения всевозможных тотемов и тамг  которые появились еще в древности и играли роль культовых символов и знаков собственности.

Гербы как знаково-символическая система возникли в западной Европе в период раннего феодализма. Одной из г7лавных причин  вызвавших их появление, были особенности рыцарского вооружения той эпохи. Одетого в доспехи рыцаря могли опознать лишь по особому знаку – гербу. по нему можно было узнать, кто скрывается под тяжелыми доспехами.

На гербах по образцы древних боевых знаков фигурировали разные изображения: звери (реальные или фантастические), предметы воинского вооружения и снаряжения – стрелы, копья, мечи, топоры и т.д. Иногда на щитах были знаки собственности рыцарей. которыми они пользовались в быту. герб со временем превратился в символическое обозначения сословной принадлежности и стал переходить по наследству, что является его характерной особенностью.

Расцвет рыцарской геральдики приходится на конец ХІІ-ХVІ в. В то время геральдические эмблемы проникли во все сферы жизни. Их вышивали на одежде, ими украшали кареты, дома, флюгеры и пр. Гербы различались расцветкой и рисунком, создавались строго по правилам, описывались с помощью специальных терминов. Создателями геральдики были герольды. К первым геральдическим произведениям (появились в Западной Европе во второй половине ХІІІ в.) можно отнести стихи, поэмы, оды поэтов-герольдов. в которых прославлялись гербы рыцарей, давалось объяснение и толкование гербовых эмблем.

Древнейший гербовник («Цюрихский») и первое изложение правил геральдики итальянского юриста Бартоло относится к первой половине ХІV в. С образованием сословных монархий геральдика приобретает государственный характер: право жалования и утверждения гербов становится исключительной привилегией королей. Вводится гербовая грамота – официальное свидетельство на право употребления изображённого и описанного в нём герба. За утверждение герба устанавливается определённая такса, за использование неутверждённых гербов взыскивается штраф и т. д. В абсолютистских монархиях при королевских дворах учреждаются специальные ведомства во главе с герольдмейстером. Вырабатывается целая система строгих правил, в соответствии с которыми составляется тот или иной герб.

В России интерес к геральдике возник во второй половине ХVІІ в. при царе Алексее Михайловиче. Стимулом послужило то, что расширявшиеся дипломатические отношения с соседними державами требовали знание титулов и гербов иностранных государей. В 1972 г. был составлен «Титулярник» — рукопись с портретами всех великих князей и царей от Рюрика до Алексея Михайловича и с изображением тидцати трёх гербов земель, которые входили в титул русского царя. «Титулярник» должен был показать высокое положение русского царя среди европейских монархов.

С образованием в 1722г. Герольдмейстерской конторы в России стали систематически составляться и утверждаться дворянские гербы. В течение ХVІІІ в. было выдано несколько сот дипломов с гербами на пожалованные самодержавием дворянские титулы. Такие гербы сочинялись иногда по рисункам, представляемым самими новоявленными дворянами.

Первые труды по прикладной геральдике появились в России в ХVІІІ в. К ним относится прежде всего сочинение И. С. Бекенштейна «Краткое введение в геральдику и искусство составлением гербов». В нём излагаются некоторые теоретические вопросы геральдики в соответствии с аналогичными геральдическими трудами, издававшимися в Западной Европе в то время.

Первый научный труд по отечественной геральдике «Русская геральдика» был опубликован в середине ХІХ в. А .Б. Лакиером. В нём освещены история отечественных гербов, их происхождение, связь с печатями и т. д. Автор отметил своеобразие и самобытность отечественной геральдики. В книге собран обширный фактический материал по русской геральдике.

В 1900 г. вышла в свет книга П. П. Винклера «Гербы городов, губерний, областей и посадов Российской империи», в которой были впервые систематизированы и описаны около 700 гербов городов, губерний, областей и посадов Российской империи, утверждённых в разное время царским правительством (среди них свыше 100 гербов украинских городов).

В начале ХХ в. издаются первые учебные пособия по геральдике. В 1908 г. был опубликован общий курс геральдики, прочитанный Ю.В.Арсеньевым в Московском археологическом институте.

В 1913-1914 гг. В. К. Лукомским , С. Н. Тройницкими, Н. А. Типольдом издавался журнал «Гербовед». В. К. Лукомский и Н. А. Типольд в 1915 г. выпустили книгу «Русская геральдика», в которой обобщался опыт составления дворянских и земельных гербов.

После Октября 1917 г. возникли новые символические знаки, советские эмблемы. В первые годы Советской власти были заложены основы советской эмблематики. Разработка государственного герба явилась толчком к дальнейшему к дальнейшему развитию советской геральдики.

В начале 60-х годов геральдика включается в специальные учебные пособия. Так, Е. И. Каменцева и Н. В. Устюгов осветили историю русской геральдики, охватив важнейшие виды гербов, в тесной связи с процессом развития Русского государства.

В учебном процессе по вспомогательным историческим дисциплинам В.И.Стрельский кратко осветил некоторые теоретические вопросы геральдики, остановившись и на её отечественной истории.

Существенное внимание проблемам образования, смыслового значения в области применения геральдических эмблем в различные исторические периоды уделил украинский учёный В. С. Драчук. А. В. Арциховский обстоятельно рассмотрел гербы областей, входивших некогда в царский титул Российского государства. Российская городская геральдика ХVІІІ-ХІХ вв. была объектом исследования Н.А.Соболевой. Ей принадлежит первое в нашей стране обобщающее исследования истории становления и развития отечественной территориальной геральдики.

В Украине за последние годы развернулись исследования городских гербов. Так, в работах В. В. Румянцевой на обширном фактическом материале освещается история возникновения и эволюция земельных эмблем и городских гербов Левобережной Украины в период феодализма.

В настоящее время геральдике Украины посвящаются статьи, брошюры, печатаются открытки с изображением гербов городов, земель Украины, гетманов, разрабатывается геральдическая символика.

В соответствии с требованиями русской геральдики герб должен был отображать историю города, его географическое положение, экономику, традиции.

Существовали особые правила и приёмы составления герба. Он включал в себя такие части: щит, шлем, корону, нашлемники, намёты, щитодержатели, девизы, мантии и различные украшения вокруг щита. Однако не в каждый герб одновременно входили все эти части. Одни из них были главными, другие – нет.

Главной частью герба являлся щит. Различают несколько видов геральдических щитов: французский – четырёхугольной формы с заостренными внизу в середине. Высота его равна 9/8 ширины; испанский – тех же размеров, что и французский, но с закруглением внизу; варяжский – треугольный с плавно изгибающимися боковыми сторонами; итальянский – овальной формы; германский – вычурно выраженной формы. Кроме них существовали круглые, косоугольные и квадратные. В русской геральдике самой употребляемой была французская форма щита.

Щит мог быть одноцветным или многоцветным. Последний, разделённый пополам по вертикали, назывался рассеченным, пополам по горизонтали – пересечённым; разделённым по диагонали из углов – скошенным справа или слева. Щит, разделённый одновременно по горизонтали и по вертикали, являлся и рассечённым, и пересечённым. В гербах встречались самые различные сочетания перечисленных основных делений щита.

Изображения на поле щита наносились металлами: золотом и серебром, финифтями (эмалями) – червленью (красной) и лазурью (голубой), зеленью, пурпуром (фиолетовой, чернью). С ХVІІ в. в геральдике были приняты условные графические обозначения цветов – так называемая шафировка. Металл на металл и финифть на финифть не накладывались.

Фигуры, помещавшиеся на гербе, делились на геральдические и негеральдические. Различают шесть основных геральдических фигур:

глава щита – 2/7 его длины сверху даются другим цветом;
конечность или подножие – 2/7 длины щита снизу выделяются другим цветом;
столб – 1/3 ширины щита в его середине выделяется другим цветом;
пояс – 1/3 длины щита в его середине выделяется другим цветом;
перевязь – 1/3 щита по диагонали справа или слева выделяется другим цветом;
стропило – две встречные перевязи, не достигающие верха щита.

Употреблялись и другие геральдические фигуры, представляющие собой различные комбинации основных. Из них нужно отметить два креста. Первый – комбинация из столба и пояса, второй – две взаимно пересекающиеся перевязи. Последний крест в русской геральдике назывался Андреевским.

Негеральдические фигуры делятся на естественные, искусственные и легендарные. К естественным относятся изображение живых существ (людей, животных и др.), небесных светил (солнца, луны, звёзд), и стихий (воды, огня). Все живые существа изображались по левую от зрителя сторону. К искусственным фигурам относятся различные предметы, созданные человеком, — лук, меч, стрелы и т. д.; к легендарным – изображения существ, которых нет в природе – дракона, двуглавого орла, единорога и др.

Все остальные части герба были необязательны. Шлем, часто помещавшийся над щитом, в основном был двух видов – округлой формы (западноевропейский) и остроконечной (русский). Он изображался анфас и в профиль.

Корона могла помещаться как над шлемом, так и под ним, а иногда она заменяла собой шлем. Различаются княжеские, графские, баронские и дворянские короны. Мантия и намёт – это изображение плащей средневековых рыцарей. Мантия – бархатное полотнище, «выходящее» из-под короны и подложенное мехом.

В русской геральдике мантия встречается только в княжеских гербах некоторых дворянских родов, ведущих своё происхождение от удельных князей. Намёт – украшение в виде виньетки, «выходящее из-за шлема. Верхняя его сторона могла быть любого цвета (кроме золотого и серебряного), а нижняя – золотой или серебряной. Щитодержатели – это естественные или легендарные фигуры, поддерживающие щит с боковых сторон. Девиз – краткое изречение (часто на латинском языке), характеризующее определённые принципы, убеждения и т.п. владельца герба. Как правило, он помещался на ленте под щитом, при этом цвета ленты и букв надписи соответствовали основной расцветке поля герба и главной фигуры.

Все мероприятия правительства по созданию городских гербов были выдержаны в русле политики, направленной на поддержание престижа монархической власти. Об этом свидетельствуют символы самодержавия в качестве атрибута многих городских и губернских гербов.

После 1917 г. началась работа по созданию единой государственной печати. Согласно проекту на ней предполагалось поместить государственный герб, который должен был представлять собой фигурный щит с серпом, молотом и мечом, обрамлённый колосьями. Этот проект неоднократно обсуждался на заседании Совнаркома и было предложено убрать изображение меча. В июле 1918 г. на V Всероссийском съезде Советов принят Государственный герб РСФСР.

Первый герб РСФСР, созданный художником И. И. Дубасовым на основе проекта В. П. Корзуна, был утверждён Второй сессией ЦИК СССР 6 июля 1923 г. Дальнейшие частичные изменения в рисунке герба связаны с изменением числа республик, входивших в состав СССР, и выражались в изменении числа перехватов ленты с надписью «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» на национальных языках.

Гербы союзных республик кроме изображения серпа и молота как основных символов советской государственности включали различные изображения, отражающие специфику их экономики.

Гербами автономных республик являлись гербы союзных республик, в которые они входили. Их отличием служила надпись о принадлежности герба. При этом надписи давались на языке как союзной, так и автономной республик.

(Специальные исторические дисциплины. — Киев, 1992. — С.94-99 )

Похожие статьи

Блок

Блок