Сфагистика

СФРАГИСТИКА — (от греч. – печать) или сигиллография (от лат. sigillum – печать) изучает печати как исторический источник, а также пломбы, цилиндры, буллы, скарабеи, керамические и гончарные клейма и др.

Печатями принято называть штампы, вырезанные на твёрдом материале (камне, металле, кости и т. д.), матрицы , а также их оттиски (на золоте, серебре, свинце, олове, воске, сургуче, бумаге и т. д.).

Сопровождающая документ печать – это знак, свидетельствующий, что он действительно исходит от лица или учреждения, которым она принадлежит. Изучение печатей как знаков удостоверения документов, придание им юридической силы имеет большое практическое значение для исторической науки. Так, памятники сфрагистики могут дать ценные сведения об определённых сторонах деятельности государственных институтов, в рисунках печатей находят отражение различные события прошлого, поэтому они представляют собой ценный материал в общем комплексе источников для изучения той или иной эпохи. С помощью печати определяется авторство документов. Вырезанные с большим мастерством талантливыми мастерами, они нередко являются памятниками искусства.

Как и другие специальные исторические дисциплины, сфрагистика развивалась в системе практических знаний и постепенно оформилась в научную дисциплину со своими методикой и приёмами исследования.

Изначально приёмы сфрагистического анализа появились почти одновременно с введением в употребление печатей и других подобных знаков. Упоминания о древнерусских печатях, практике их употребления встречаются ещё в летописных источниках. В частности, летописец Нестор свидетельствовал, что они были известны на Руси ещё в первой половине Х в. и приложение их считалось необходимым для подтверждения княжеских договоров.

Исследования по отечественной сфрагистике вёл известный коллекционер древнерусских летописей Е. Болховитинов. Он сделал первый краткий обзор важнейших сфрагистических памятников, существовавших в России с древнейших времён до XVIII в. Подробное описание печатей дано в многотомной «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина. В некоторых случаях он использовал сфрагистический материал для доказательства подлинности или подделки жалованных грамот.

Одной из первых фундаментальных работ по отечественной сфрагистике считается книга А. Б. Лакиера «Русская геральдика», в которой собран и систематизирован большой и разнообразный материал. Значительный вклад в изучение воинских, гетманских, судебных, а также печатей украинской казацкой старшины и городов Глухова и Конотопа сделал А. М. Лазаревский. Всестороннее исследование казацких печатей XVI-XVIII провёл И. П. Крипякевич. Описание около 130 печатей украинской казацкой старшины сделали В. К. Лукомский и В. Л Модзалевский. Развитию отечественной сфрагистики способствовали публикации А. В. Орешникова.

До середины 30-х годов ХХ в. работы отечественных историков по сфрагистики носили преимущественно прикладной характер. Основное внимание уделялось публикации печатей. В довоенные годы вышли книги и статьи, в которых рассматривались ранние сфрагистические знаки. В 50-е годы исследователи стали больше разрабатывать проблемы теории, , поднимать вопросы о предмете сфрагистики как научной дисциплины, конкретизировать её задачи. Характерной чертой работ, вышедших в последующее годы, является углублённое изучение больших комплексов памятников и совершенствование методики их исследования.

Появление печатей уходит своими корнями в глубокую древность. В условиях первобытнообщинного строя каждый род обожествлял какое-нибудь животное, брал его имя, делал животное тотемом. Его изображение служило родовым знаком, отличающим один род от других родов. С развитием цивилизации и появлением собственности происходит замена изображений животных на отдельных предметах изображением орудий труда или элементов бытового характера. Родовой знак постепенно заменяется семейным и ставится на предметах, находящихся в частной собственности семьи.

Знаки собственности начиная с периода Древнерусского государства в большом количестве дошли до нашего времени. Они вырезались или процарапывались на мелких предметах домашнего обихода, денежных слитках и являлись уже не родовыми и семейными, а скорее личными знаками. Такие знаки назывались знамёнами, пятнами, метками, отметками, рубежами. клеймами. В их начертаниях преобладают прямые линии, так называемые рубежи (от рубить, делать зарубки). Крестьяне ставили знаки на личных предметах или предназначавшиеся на продажу.

Условные знаки использовали древнерусские князья. Княжеские знаки ставились на монетах XI-XII вв., вислых свинцовых печатей, медных подвесках, оружии, поясах дружинников и воинских знамёнах. Пломбы с княжескими знаками собственности привешивались к товарам, шедшим за рубеж. Знаками метились предметы ремесла, производившиеся на княжеском дворе, скот, инвентарь, столбы на границах земель.

Сохранились знаки князей X-XII вв. Владимира Святославовича, Ярослава Владимировича, Мстислава Владимировича, Юрия Владимировича Долгорукого, Андрея Юрьевича Боголюбского, Всеволода Юрьевича и др. Со временем знаки собственности стали изображать на печатях. Как признак удостоверения подлинности документа печать впервые стала использоваться на Древнем Востоке (в Шумере, Египте).

Русские князья имели печати ещё до принятия христианства. На них изображались родовые знаки Рюриковичей. Об этом свидетельствует печать князя Изяслава Владимировича – сына Владимира Святославича, найденная при раскопках в городе Новгороде в 1953 г. Когда ещё не была достаточно развита письменность, печать не только удостоверяла подлинность документа, но и заменяла верительную грамоту.

По способу прикрепления печати делятся на вислые и прикладные. До XV в. включительно использовался преимущественно первый тип. На документе, написанном на пергаменте или бумаге, в его нижней части под текстом делалось небольшое отверстие, через которое продевался шёлковый или льняной шнур, концы его скреплялись печатью.

Иным способом привешивалась древнейшая вислая печать Х в., найденная археологами в Новгороде. Она принадлежала старшему сыну князя Владимира Святославовича – Изяславу Владимировичу, родоначальнику ветви полоцких князей. Печать оттиснута на неправильно обрубленном свинцовом бруске и привешена на широком кожаном ремешке.

В конце XIV в. появляются прикладные печати. Ранее использовались прикладные печати, оттиснутые перстнями.

По материалу, употреблённому для получения оттиска, печати делятся на металлические, восковые, воскомастичные, сургучные, копчёные. Из металлов для этой цели использовались золото, серебро и чаще всего свинец. Это объясняется как его сравнительной мягкостью, так и дешевизной.

Для изготовления печатей употреблялся воск: чистый белый, жёлтого цвета или смешанный с краской – чёрной, красной или тёмно-коричневый. Поскольку воск – непрочный материал, для предохранения, для предохранения печати от быстрого разрушения приготовляли особую восковую мастику: воск смешивается с краской, мелом или мукой, смолами и жирами. Печати из такой смеси назывались воскомастичными. Сохранность их лучше, чем восковых. Чаще всего в состав входила красная краска.

Приблизительно с конца XVII в употребление вошли сургучные печати, получившие широкое распространение в XVIII в. На документах XVIII вв. встречаются и так называемые копчёные печати. Материалом для получения их оттисков была сажа. Металлическая или каменная матрица коптилась на огне и затем прикладывалась к бумаге. Поле такой матрицы давало чёрный отпечаток на бумаге, а вырезанный на ней рисунок или надпись получались белого цвета. В XIX-XX вв. с появлением каучуковых штемпелей стала употребляться в качестве материала для получения оттиска особая жидкая мастика.

(Специальные исторические дисциплины. — Киев, 1992. — С. 253-256)

Похожие статьи

Блок

Блок