Символика

СИМВОЛИКА (c греческого – передаваемый знаком) изучает историю создания, развития, функционирования и использования символов.

Символы – это условные знаки, в основе которых лежат простейшие древнейшие начертания (точка, линия) или геометрические фигуры (треугольник, квадрат, круг и пр.), а также знаки, существовавшие с древнейших времён у разных народов для обозначения светил, планет, звёзд и стихий (земли, воды, воздуха, огня, ветра, грома, молнии), или для обозначения самого человека: его жизни, пола, смерти. Классические символы имеют в своём начертании различные вариации, в основе которых лежат условные знаки.  Следовательно, символ – концентрированная условная абстрактная форма отражения и фиксации научных или религиозных знаний человека при помощи стилизованного знака.

Условные знаки, которые возникли в процессе развития наук и искусств для обозначения специальных понятий этих отраслей знания, получили широкое и устойчивое распространение. Кроме них имеются ещё прикладные символы, составляющие отдельный обширный класс. К ним относятся также известные математические символы (плюс, минус, квадратный корень, интеграл и т. д.), знаки Зодиака, астрономические символы, символы алхимиков (знаки, обозначающие металлы, соли, кислоты), музыкальные символы (знаки ключей – скрипичного, альтового, басового) и пр.

Из современных прикладных символов широкое применение в практике получили топографические знаки, военно-морские, филателистические, генеалогические. Символом является стилизированный знак атома, используемый на протяжении последних двух-трёх десятилетий в качестве эмблемы науки, НТР, всего передового. Изображение атома – две перекрещивающихся эллиптические орбиты, в центре которых – точка (ядро атома), — приобрело широкую известность, перейдя из специальной литературы на страницах газет, журналов, в политический плакат, а позднее – в художественную графику, живопись. С конца 60 – начала 70-х годов эмблема «мирного атома» стала весьма популярной. Этот символ введен в герб города Дубны, что придаёт последнему сугубо индивидуальные черты и свидетельствует о превалировании в нём ядерных проблем над остальными.

В широком смысле – символ это образ, взятый в аспекте своей значимости, знак, наделённый неисчерпаемой многозначительностью образа. Символом признаётся любой знак, имеющий геометрическую или другую абстрактную форму и отражающий в ней то или иное понятие. Символы возникли как результат познания человеком окружающего мира, т. е. их происхождение связано с наукой, а в ту пору, когда религиозные представления заменяли науку или целиком отождествлялись с ней, — с религией.

Древнее существование и историческое развитие символов, роль, которую они играли в качестве особых знаков, оповещавших другие народы и  государства о крупнейших национальных, религиозных или политических движениях, сделали подавляющее их  большинство всемирно известными. К тому же символы, пришедшие через науку нового и новейшего времени, получили известность не только в научной среде, но и среди всех образованных людей. Смысл данного явления заключён в самой природе символа-знака, который интернационально понятен даже на ранних стадиях развития человеческого общества. При отсутствии широких языковых контактов научное знание, переданное через знак, более доступно пониманию и запоминанию, чем передаваемое через чужой язык.

Таким образом условный знак-символ отражает, олицетворяет, как правило, высокие абстрактные понятия (идеологические, религиозные, математические или музыкальные), причём такие, которые трудно кратко описать или чётко сформулировать словами. Это затруднение заставляет человека идентифицировать подобные понятия с каким-нибудь символом-знаком, который сами по себе может ничего не значить, но легко связывается с давним абстрактным понятиями. Именно символы усваиваются легко и прочно, когда речь идёт о различных обозначениях, связанных с идейными течениями и движениями, имеющими зачастую чрезвычайно пёстрый национальный или же социальный состав, но объединяющимися вокруг как бы ничего особо не означающего знака. Так, христиане объединились вокруг креста – одного из древнейших символов человечества. Он возник как символ ещё в доисторические времена, обозначая знак Солнца, и произошёл от изображения перекладин, спиц «солнечного колеса».

Крест был известен многим языческим народам (индусам, китайцам, древним скандинавам и германцам, атрускам и финикийцам) задолго до появления христианства, которое сделало этот знак своим идеологическим символом, воспользовавшись широким его распространением у многих народов и придав ему своё значение. На латыни крест – crux, т.е. орудие пытки. По-гречески – это ставрос (столб, кол). Первые христиане Древнего Рима и Палестины крестом называли те столбы, на которых римские легионеры распинали преступников и которые имели форму буквы «Т». Позднее крест принял современную форму – перекладина была спущена до половины столба под влиянием сочетания древнего знака «солнечного колеса» и буквы «Х», начальной в имени Христа, с эмблематикой и эстетической целесообразностью. Постепенно возникли и другие варианты крестов, которые получили названия по странам, т. е. географическому признаку их применения, по именам святых, по признаку степеней в церковной иерархии. Так, национальные виды крестов – это греческий, латинский, иерусалимский православный, русский, мальтийский, австрийский, армянский, кельтский и др. Именные и религиозные кресты: Андреевский, Св. Георгия, Марии-Терезии, Леопольда, Св. Якова, библейский; орденские: лилейный, клеверный; свастики: древнеиндийская, античная (тетрас-келе), фашистская (немецкая), финская (кресто-свастика).

Свастика, разновидность креста, произошла и отделилась от собственно изображения символа креста в глубокой древности как исключительно солнечный, магический знак. В таком качестве она встречается практически во всех частях света. Древние греки получили сведения об этом знаке от народов Малой Азии, изменили поворот своего «паука» влево и одновременно его значение. Он превратился в знак зла, смерти, поскольку остался для них «чужим». В период средневековья свастика была забыта  и лишь изредка встречалась как орнаментальный мотив без всякого значения. Только в конце XIX в. данный знак вновь получил распространение. Одной из причин послужил поспешный вывод некоторых немецких этнографов и археологов, утверждавших, что знак свастики может быть индикатором для установления арийских народов, так как встречается якобы только у них. В Германии свастика воспринималась как антисемитский знак.

Впервые в качестве знака-символа свастика была применена 10-13 марта 1920 г. на шлемах боевиков «бригады Эрхарда», составляющей ядро «Добровольческого корпуса» — монархической военизированной организации, осуществившей контрреволюционный переворот и сделавшей «премьером» в Берлине помещика В. Копа. В 1923 г. в Мюнхене свастика становится официальной эмблемой фашистской партии, а с сентября 1935 г. – главной государственной эмблемой гитлеровской Германии, включённой в её герб и флаг, а также в состав эмблемы Вермахта (орёл, держащий в когтях венок со свастикой). После 1945 г. народы мира, все страны и государственные режимы отказались от употребления свастики как символа, скомпрометированного фашизмом и несовместимого с идеями гуманизма и интернационализма. Только две страны – Испания (до ноября 1975г., т. е. до смерти Франко) и Финляндия – официально не отменяли свастику. В Финляндии свастика входит в президентский штандарт, т. е. фактически в знамя республики. её наличие и в качестве орденского знака на цепи «Большого креста Белой розы», и в ордене «Крест свободы» (9 степеней) мотивируется тем, что свастика как символ не связана с фашизмом, поскольку введена в Финляндии ещё в 1919 г., а следовательно, до появления её в Германии.

К символам не должно иметь место субъективистское отношение. Например, в кресте не только католики, православные и протестанты, но и представители других религий видят прежде всего символ христианства и связывают его не со своим отношением, а в первую очередь с символизируемыми им догмами и учением. Всё это не зависит от одобрения или отрицания самого христианства.

В связи с национальным возрождением Украины в наше время в повестку дня был поставлен вопрос о национальной символике независимого государства (гербе, знамени, гимне). История национального движения в странах мира убедительно доказывает, что в момент активизации этого процесса общество неминуемо обращает внимание на проблему источников и семантику национальной символики. Ведь именно её создание или возрождение олицетворяет стремление народа к единению, его готовность решать национальные задачи, обеспечивать национальные интересы. Этим объясняется стремление общественности возродить в Украине её древние национальные символы – трызуб (тридент), как герб государства и жёлто-голубое (сине-жёлтое) национальное знамя.

Во времена Владимира Мономаха, его сыновей и правнуков, князей рода Рюриковичей, трызуб являлся родовым знаком. Выполняя функцию государственного и религиозного символа, он вместе с тем был важной деталью орнамента. Его популярность достигла высшей отметки в Х-ХI вв., а регион распространения простирался от Новгорода до Восточного Причерноморья. Во времена монгольского нашествия трызуб утратил на длительное время своё столичное пристанища и сохранялся только в гербах отдельных феодальных родов. Вскоре его изображение появляется и в ряде гербов городов возрождавшейся Украины. И только в 1918 г. столичный статус трызуба был возобновлён; он в то время становится общенациональным символом.

Принимая трызуб (знак Владимира) как герб Украинской Народной Республики, Центральная Рада исходила из того, что он в таком качестве существовал ещё во времена, когда Киевская Русь «была самым большим государством» и объединяла все тогдашние земли расселения украинского этноса.

Гетман П. Скоропадский знаком трызуба (после 29 апреля 1918 г.) украсил свою печать, личный герб и погоны, а также служебные знамёна Украинской державы. Даже на деньгах трызуб значился как «герб УНР», потом просто «герб Украины» или «украинский герб». Главным элементом печати был старый герб Войска Запорожского – «Козак с мушкетом» («лицар – козак зо самопалом»). После 14 декабря 1918 г., когда гетман отрёкся от власти, трызуб всё же остался в центре личной печати Главного Атамана – Симона Петлюры.

Поскольку цветовых изображений трызуба Рюриковичей не было (только знак Юрия Долгорукова – красный на белом поле), все проекты герба УНР получили цвет, характерный для национального флага: золотой трызуб на голубом поле. Жёлто-голубой цвет достался нам в наследство от древней территориальной символики, а в 1917 г. стал символом национального движения. Поскольку в разных регионах имелись вариации при соединении цветов (синева неба над пшеничными полями), то голубое с жёлтым знамя, принятое УНР как государственное, употреблялось в гетманской Украинской державе, а потом,  во время Директории, наряду с сине-жёлтым (государственное знамя УНР).

Во время установления советской власти в Киеве 26 января (8 февраля) 1913 г. на красном знамени, которое висело на здании, где находился Народный секретариат по военным, «сверху у древка были нашиты две полосы – жёлтая и голубая». Очевидно, это был один из возможных вариантов государственной символики социалистического государства. 14 марта 1919 г. Конституция «Української Соціалістичної Совітської Республіки» (ст.35) утвердила торговым, морским и военным знаменем красное полотнище. В результате жёлто-голубые цвета знамени стали восприниматься как символика антисоветских сил, поскольку использовалась в национальных государственных объединениях Украины.

Итак, символ – условный знак. Однако в современном языке это понятие символа часто смешивают с понятием символического изображения, которое для краткости именуют символом. Но символическое изображение – иное понятие, являющееся не абстракцией знания, а, наоборот, его предельной конкретизацией, ведь каждое изображение строго соответствует определённому, конкретному объекту, который оно символизирует. Так Эйфелева башня является символическим изображением Парижа, Белый дом – символ президентской власти, или правительства США, Капитолий – символ Конгресса и т. д. Символические изображения крайне эфемерны, исторически не постоянны и могут не иметь всеобщего признания. Достаточно вспомнить, что сначала Нотр-Дам и Лувр были символами Парижа, а Эйфелева башня считалась его позором. В этом разница между символами с их «вечными» качествами и символическими изображениями, отличающимися непрочностью своего исторического существования.

По форме, значению и функциям, которые выполняли или выполняют символы в общественной жизни и культуре, для них характерно разнообразие.

Первоосновой и составной частью различных знаков являются символы – художественные знаки, предметные образы, в которых заключён глубокий смысл, идеология эпохи, социальные устремления определённых групп людей. Через зрительный образ, слово, звук мысли претворяются в определённый знак, сигнал, олицетворение вещей или явлений, в их условное изображение. Смысловая структура символа рассчитана на активную внутреннюю работу размышляющего человека.

Фиксируя определённые мысли в графической, скульптурной, архитектурной и других формах, символ материализуется. Таковы рисунок, скульптура, пластическая деталь, здание и др. Но он может и не иметь застывшего, неподвижного выражения, не быть ощущаемым предметом. Символ способен возникать и растворяться во времени и пространстве, иметь форму песни, музыки, колокольного звона, заводского гудка, аллегорического движения и действия, т. е. существовать в виде пантомимы. Не являясь вещью, символ отражает действительность, реальный материальный мир, данный в ощущении.

Ещё со времён Древнего мира и средневековья символы проникали во все сферы жизни и быта людей. Они распространялись на одежду, колесницы, здания, печати, знамёна, оружие, посуду, предметы обихода и т. д. Символами пользуются страны, города и даже люди, для того, чтобы подчеркнуть своё отличие от других.

Достаточно широко символы применяются в художественной литературе. С помощью сложных ассоциаций писатели дают в них обобщённое изображение различных явлений.

(Специальные исторические дисциплины. — Киев, 1992. — С. 247-253)

Похожие статьи

Блок

Блок