Вексиллология

ВЕКСИЛЛОЛОГИЯ — (от лат. vexillum – знамя) изучает все виды флагов, знамён, хоругвей, бунчуков, стягов, штандартов и т. п., их формы, структурные компоненты, геральдические или особые символические знаки, композиции цветов на знамёнах и флагах; интерпретирует и устанавливает их происхождение, историческую роль, изменения с течением  времени, миграцию знамённой символики и цветов. Данные вексиллологии позволяют существенно дополнить представления о системе международных отношений в древнем мире, о становлении государственных образований, принадлежности определённых территорий, структуре отдельного общества. Таким образом, предметом вексиллологии является изучение флагов, знамён, хоругвей, стягов, их социальных и целевых функций, что даёт возможность определить их роль и значение в жизни в жизни обществ и государств, получить информацию особого значения об истории государственных образований, жизни городов и т. д.

Вексиллология тесно связана с рядом других специальных исторических дисциплин – геральдикой, фалеристикой (в том числе музыкальной), генеалогией и т. д.

Флаг, знамя, хоругвь – это полотнище определённого цвета и размера с изображением эмблемы или без неё, прикрепленное с одной стороны к древку.

Бунчук – это старинная воинская регалия в виде древка с шаром или остриём на верхнем конце, украшенная кистями, конскими или турьими хвостами. Похожими на бунчуки предметами пользовались ещё скифы. В ХVІ-ХVІІІ вв. бунчук стал в Украине гетманской регалией. В современных духовых оркестрах он используется как украшение или шумовой инструмент, если снабжён колокольчиком.

Согласно классификации, предложенной П.К.Корнаковым, знамёна группируются по следующим признакам: формально-технологическому (знамя, флаг, транспарант, хоругвь, плакат), событийному (демонстраций, определённых дат), принадлежности (воинские, рабочих организаций, партийные и др.), а также знамёна различных социально-политических групп, властей и т. п. Знамёна, флаги,  и им подобные символические атрибуты могут быть разделены и на такие группы: личные, фамильные, родовые, профессиональные, корпоративные (ремесленников, цехов, гильдий, городских и сельских православных братств, политических, экономических и культурных организаций и т. д.), конфессиональные (духовные, церковные), военные (армейские и флотские), этнические, национальные, городов, земель, общегосударственные, межнациональные, интернациональные и др.

При изучении знамён как особого вида исторических памятников следует применять комплексную методику: анализ текстовой части, изобразительного материала (символики и эмблематики), обстоятельств и истории их создания, генезиса с привлечением источников различных типов, видов и разновидностей (письменных, вещественных и изобразительных).

В ХІІ в. до н. э. в древнем Китае, в период династии Чжоу, были знамёна белого цвета. Позднее появились знамёна синего дракона, белого тигра, красной птицы, жёлтые флаги с драконом. В древней Индии имелись боевые знамёна красного и зелёного цвета с жёлтым изображением животных – их вывозили на колесницах или слонах.

Существует старинная легенда о путешествии сквозь века «драконовского знамени». Оно было отбито у ассирийцев воинами персидского царя Кира (УІ в. до н. э.), после разгрома армии царя Дария (ІV до н. э.) знамя перешло Александру Македонскому, а после его гибели было вывезено в Константинополь и долгое время хранилось там при дворе императора.

Упоминание о знамёнах римских когорт встречается у Ливия. Консул Марий в 104 г. до н. э. ввёл знаки различия для всех воинских единиц. Штандарт представлял собой квадратное полотнище, пришнурованное к горизонтальной перекладине, укреплённой на шесте. Окраска полотнищ была различной, но все они были одноцветными. Римская империя имела знамя с двуглавым орлом – символом бдительности и единства обеих частей империи.

В Византии при императоре Льве V Армянине (813-820 гг.) была согласованная система знамён для войск. Все большие знамёна главных войск имели верхнюю половину полотнища одинакового цвета и различались цветом нижней половины и эмблемами. Малые знамёна войсковых частей имели разноцветные полотнища с длинными концами, эмблемами и значками на шесте.

Скандинавский эпос воспевает заговорённое белое знамя викингов с чёрным вороном – птицей бога Одина. Древние саги повествуют о том, что оно было сшито тремя сёстрами короля Свена Вислобокого (ХІ в.) за одну ночь.

В глубокой древности возникли и личные штандарты царей рабовладельческих государств. Филистрат упоминает о золотом орле – символе персидских царей (в том числе Кира). Исторические хроники сохранили упоминание о личных символах Камбия, Ксеркса, Дария (VІ-V вв. до н. э).

Возникновение феодального общества с его сложной иерархией сопровождалось появлением целой системы знамён, штандартов, флагов. Огромное знамя Карла Великого (ІХ в.) вывозили на специальной колеснице, запряжённой волами. В средние века система знамён была строго регламентированной. Длина стороны у императорского штандарта равнялась шести футам, у короля – пяти, принца и герцога – четырём, маркиза, виконта, барона – трём.

Первоначально большинство личных знамён было пурпурного и красного цветов, затем они стали разноцветными. С установлением наследственных монархий появились родовые цвета, переходившие, как и герб, по наследству; закрепились геральдические цвета монархий. Так, цветами Арагонского дома стали жёлтый и красный, Габсбургов – чёрный и жёлтый, Бурбонов – белый, жёлтый, Вазы – жёлтый и голубой, Оранских – оранжевый. Расцвет абсолютизма сопровождался появлением роскошных личных штандартов. Их делали из шёлковых тканей, расшивали золотом и серебром, украшали драгоценными камнями. В ХVІ-ХVІІ вв. наиболее распространёнными были белые полотнища с гербами. Белые флаги имели короли Франции, Англии, Испании, Португалии, обеих Сицилий.

С распространением института рыцарства возникли банниеры – прямоугольные флажки с гербом, символом или девизом хозяина. Сохранились описания многих гербовых знамён, в том числе духовно-рыцарских орденов. Мальтийцы имели красное знамя с чёрным крестом, тевтонцы – белое знамя с чёрным крестом, тамплиеры – бело-чёрное.

Символика отразилась на знамёнах многих государств. В христианских странах весьма распространённым стали белый цвет и крест – символы христианства. Изображение креста и сегодня сохраняется на флагах Дании, Греции, Швейцарии, Швеции, Норвегии, Великобритании, Исландии, Мальты, Финляндии.

Символ ислама – полумесяц присутствует и ныне в знамёнах Турции, Туниса, Алжира, Алжира, Мавритании, Пакистана, Сингапура. Священные в буддизме животные (драконы, слоны, львы) и жёлто- оранжевый цвет характерны для флагов Бутана, Брунея, Шри Ланки, Таиланда, Лаоса.

В средние века знамёна выполняли чёткие функции. Так, передача знамени символизировала отказ от прав на земли. В ХІІ в. герцог Австрийский, вынужденный уступить Генриху Льву герцогство Баварское, вручил императору семь знамён по числу уступаемых графств. Император вернул два знамени Генриху и возвёл его маркграфство в герцогство, а остальные пять знамён вручил Генриху Льву.

В 1258 г. король Альфонс Х, передавая герцогу Лотаргинскому пять ленных земель, вручил ему пять знамён. Первоначально ленные знамёна были одноцветными и не имели рисунков, но уже к концу ХІV в. на них появились местные гербы. В 495 г. император Максимиллиан вручил ландграфу Вильгельму Гессенскому ленное знамя с пятью гербами владений.

В 1657 г. Ян Казимир – король Речи Посполитой вручил курфюсту Фридриху Вильгельму ленное знамя на владение герцогством Прусским. Ранее это белое полотнище  с чёрным орлом. увенчанное золотой короной, находилось у последнего госсмейстера Тевтонского ордена маркграфа Альбрехта Бранденбургского. Когда земли герцогства входили в состав Речи Посполитой, на обратной стороне знамени был вышит белый орёл.

Некоторые сведения о знамёнах Киевской Руси можно почерпнуть из письменных памятников («Житие Бориса и Глеба», «Слово о полку Игоревом») и произведений искусства, а также византийских и болгарских источников. Знамённые эмблемы есть на печати галицко- русского короля Юрия Львовича, на новгородских и московских миниатюрах. Древнейшие знамённые полотнища были треугольно-клиновые. На рубеже ХІІ и ХVІ в. появляются четырёхугольные знамёна с клиновидными полотнищами на свободном конце. Предпочтение отдавалось красному цвету. Пользовались также белым, голубым, реже – жёлтым. Знамёнными изображениями были чаще всего небесные светила, кресты, родовые княжеские знаки; тризубцы- двузубцы. Знамя русской земли было преимущественно красным с золотым двузубцем-тризубцем, а хоругвь Галицко-Волынского княжества в соответствии с цветами своего герба – синяя с золотым львом. Под таким стягом Галицкие полки участвовали в Грюнвальдской битве 1410 г.

Знамя Великого княжества Литовского в ХV в. было красным с золотым тризубцевидным знаком – так называемых колонн, а несколько позже вместо этого появился белый всадник с мечом в правой и голубым щитом в левой руке, что расшифровывалось как «Погоня». В знамёнах отдельных княжеств и земель на юго-западной Руси часто встречались характерные для Украины комбинации лазарево-голубых и жёлто-золотых оттенков. Знамя Польского королевства в ХV в. было красным с коронованным белым орлом.

У тюркских народов, в том числе у турок и татар, функции знамени выполнял бунчук, перенятый позже украинским казачеством. В Украине ХVІ-ХVІІІ вв. известны знамёна Запорожского войска, гетманов, отдельных полков, Киевского магистрата и т. д. Часто на них изображались солнце, месяц, звёзды, казак с ружьём, крест, лики святых Юрия и Михаила, меч, лук.

Бело-красный флаг русского государства стал при Петре І флагом Российской империи в 1700 г. в соответствии со специальным указом. Его происхождение восходит к древнему гербу Москвы, знамёнам московских  стрелецких полков, флагам на русском корабле «Орёл» (построенном в 1667-1668 гг.), а также так называемому флагу царя Московского, подаренному Петром І в 1693 г. архангельскому архиепископу. На всех этих стягах фигурировал белый, синий и красный цвета.

В первые годы Освободительной войны Запорожское войско пользовалось хоругвями, полученными от польских королей: голубой с бело-красным орлом от Владислава  ІУ и красной с белым орлом и двумя «русскими крестами» от Яна Казимира. После разрыва с Польшей хоругви с орлом вышли из употребления. Под Львовом во времена Хмельницкого (1654г.) несли красную хоругвь, а над ним — одну хоругвь с его наследственным гербом Абданк, вышитом на белой китайке, а вторую с изображением архангела Михаила, очевидно, гербом города Киева. Павел Алепский видел гетманскую хоругвь из чёрной и жёлтой ткани, сшитую полосами.

Военные знаки и регалии запорожских казаков назывались клейнодами или клейнотами (от нем. kleinod, польск. klejnot). Гетманские клейноды описаны в летописи Величко. Он состоялся из королевской хоругви, бунчука с «позлоцъкою палкою и древцем», серебряной позолоченной и украшенной драгоценными камнями булавы. серебряной войсковой печати, медных котлов и трёх пушек.

Позднее, в грамоте о запорожских клейнодах, данной казаками императрицей Екатериной ІІ, упоминается булава, знамя, бунчук, пернач, литаврі, значки и трости.

Впервые клейноды были пожалованы казакам королём Стефаном Баторием и состоял из хоругви, бунчука и булавы. Тогда же был пожалован и герб для печати (рыцарь с самопалом в остроугольной шапке набекрень). Затем клейнодами запорожцев жаловали в 1708 г. Петр І, в 1734 г. Анна Иоанновна, в 1763 г. Екатерина ІІ.

Знаменем, хоругвью, корогвой или прапором казачества называлось шёлковое ярко-красное полотнище с изображением белого польского орла – в период, когда запорожское войско было подчинено Речи Посполитой, а позднее – двуглавого   русского орла и по бокам Иисуса и архистратега Михаила, когда оно подчинялось Российской империи. Бунчук запорожцев представлял собой медный шар на чёрном древке. Под шар подкладывались волосы из конского хвоста с четырьмя или шестью косами поверх волос. Значки- знамёна куреней или сотен – находились в ведении значковых товарищей.

Все эти клейноды хранились запорожцами в Сичевой церкви, откуда выносились только по приказу кошевого атамана в особо торжественных случаях, например, на раду.

Запорожское боевое знамя сегодня хранится в фондах Государственного Эрмитажа. Это красное полотнище, на лицевой стороне которого изображён большой двуглавый орёл со звёздами вокруг него, с правой стороны – «Спаситель, благословляющий казаков на брань, с семнадцатью звёздами кругом него», с левой – «архангел Михаил с огненным мечом в правой руке». По краям знамени вышита надпись: «Сие знамя в войско ея императорского величества низовое сделано коштом пехоты воюющей того же войска по Чёрном морю також по рекам Днепру и Дунаю». Ниже двуглавого орла, Спасителя и архангела Михаила изображено большое  военное судно – трёхмачтовый корабль с каютными иллюминаторами, двухъярусной рубкой, люками для пушек , низкой кормой. военным флагом, якорным значком, тремя высокими мачтами для парусов, двумя верёвочными лестницами и тремя развевающимися флагами на каждой из мачт.

В ходе революционных событий 1848 г. во Львове были официально утверждены в качестве украинской национальной символики давний герб Галицкой династии – золотой лев на голубом поле и производное от него сочетание цветов знамени. Под этими стягами во Львове, Дрогобыча, Яворове, Стрые формировались отряды Национальной гвардии. В 1909-1912 гг. после обсуждения вопроса об украинской символике на страницах киевских и львовских газет вновь были признаны национальными цветами синий с жёлтым. Разногласия касались только их взаимного расположения на флаге. В ноябре 1918 г. была провозглашена самостоятельность украинских земель распавшейся Австро-Венгерской монархии, и в тексте закона об этом акте описаны государственный герб – повёрнутый вправо золотой лев на голубом фоне, а также сине- жёлтый флаг и гербовая печать с круговой надписью «Західно-Українська народна республіка».

В проекте конституции Украинской Народной Республики были названы те же цвета государственного флага, причём по поводу них не возникало сомнений или возражений ни со стороны монархического режима Украинской державы 1918 г., ни со стороны враждебного ей правительства Директории. Выбор цветов мотивировался тем, что символами Украины являются мирное, чистое небо и жёлтое пшеничное поле. Те же цвета были утверждены  в марте 1920 г. для Закарпатской Украины, которая входила в состав Чехословакии, а в марте 1939 г. пыталась создать свою государственность под сине-жёлтым флагом.

Красный цвет государственного флага бывшего СССР также имел свою историю. Впервые красное знамя было поднято в Париже в июле 1792 г. во время Великой французской буржуазной революции восставшими против королевской власти и аристократии. Красное знамя развевалось на баррикадах прокатившейся по странам Европы революции 1848 г. Оно стало символом Парижской коммуны.

В России красное знамя было впервые публично развёрнуто во время политической демонстрации в Петербурге на площади Казанского собора в6 декабря 1876 г. После речи В.Г.Плеханова демонстранты подняли красный флаг с надписью «Земля и воля».

Согласно декрету ВЦИК от 14 апреля 1918 г. красное знамя стало Государственным и военным флагом РСФСР.

С 1922 г. на Государственном флаге СССР помещено изображение серпа и молота – символа союза рабочего класса и трудового крестьянства, а с 1923 г. над этим изображением стала располагаться обрамлённая золотой каймой красная пятиконечная звезда. Описание Государственного флага СССР содержится в соответствующих статьях Конституции СССР 1924,1936 и 1977 годов. Флаги союзных республик СССР, как выражение их государственного нейтралитета, утверждены Президиумами Верховных Советов союзных республик в послевоенные годы.

В ст. 167 Конституции УССР 1978 г. указано, что Государственный флаг республики представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из двух горизонтально расположенных полос: верней – красного цвета, составляющей 2/3 ширины флага, и нижней – лазоревого цвета, 1/3 ширины, с изображением на верхней части флага на расстоянии 1/3 длины от древка золотых серпа и молота и над ними – красной пятиконечной звезды, обрамлённой золотой каймой.

В процессе возрождения национального самосознания в республиках бывшего Советского Союза проявилось стремление народов к возрождению своей национальной символики. Вначале она стала функционировать наряду с государственной. Однако в ходе становления государственности республик и провозглашения их независимости национальные флаги признаются государственными, вытесняя символику СССР. Так, Армения восстановила оранжево-сине-красный флаг, Азербайджан – сине-красно-зелёный, Грузия – чёрно-бело-красный. 27 августа 1989 г. Великое национальное собрание постановило считать государственным национальным флагом Молдовы сине-жёлто-крсный триколёр с гербом республики на жёлтом фоне. Герб республики Молдова пока не разработан, но Великое национальное собрание приняло решение о его составлении в соответствии с исторической традицией молдавского народа.

В то же время в отдельных областях Украины стал возрождаться сине-жёлтый флаг, функционировавший в период возрождения украинской государственности в 1917-1920 годах. Вначале функционирования этого знамени было утверждено решениями Львовского, Ивано-Франковского и Тернопольского облсоветов, а с лета 1990 г. – Киевского как национальное и установлено его функционирование наряду с государственным – красно-лазоревым. После принятия Верховным Советом Украины Акта о провозглашении государственной независимости было издано постановление Верховного Совета о функционировании на всей территории Украины национального сине-жёлтого флага наряду с с государственным и над зданием Верховного Совета был поднят сине-жёлтый флаг.

В 1988-1989 гг. Прибалтийские государства возобновили свои национальные флаги 1919-1939 гг.: Литва – жёлто-зелёно-красный; Латвия – красно-бело-красный; Эстония – чёрно-сине-белый.

Со времён средневековья существуют флаги отдельных городов, бывших одновременно государствами, либо городов, наделённых Магдебургским правом. Известны флаги Венеции, Генуи, Флоренции, Марселя, Любека, Бремена, Киевского магистрата и др.

В вексиллологии следует различать понятия государственного и национального флага. Первый – символ государственного суверенитета, второй приобретает конкретный смысл в зависимости от историко-правовых условий складывания той или иной нации.

Упоминание о символическом применении цветов флага для указания принадлежности к определённому народу имеется в описании третьего крестового похода: на одежду и значки французов были нашиты красные кресты, англичан – белые, фламандцев – зелёные.

Нередко национальные флаги различаются только расположением цветов. Так, у Болгарии национальный флаг бело-зелёно-красный, у Венгрии красно-бело-зелёный.

В ходе исторического развития славян их традиционными цветами стали белый и красный.

Важным разделом вексиллологии является изучение военных и военно-морских флагов и знамён.

В Красной гвардии красное знамя появилось в 1917 г., а в Красной Армии – сразу же после её образования в 1918 г. К знамёнам воинских частей, имеющих боевые награды, прикрепляются ордена и орденские ленты. Имеются особые знамёна гвардейских частей и соединений. Военный флаг является необходимым атрибутом воинской части, сохранение его в любых условиях – дело чести её бойцов.

Давнюю историю имеют военно-морские флаги. Они берут своё начало от флюгера и лишь со временем стали обозначать принадлежность судна. Ещё норманны украшали свои корабли изображением чёрного ворона с раскрытым клювом.

В Римской империи командующий флотилиями поднимал флаг с изображением императора на коне, а отдельным флотом – флаг с крестом и четырьмя лучами.

В средневековье на морских флагах изображались религиозные символы – крест, лики святых. Колумб совершил своё историческое плавание под знаменем Фердинанда и Изабеллы, королей Кастилии, Магеллан – Карла V, императора Священной Римской империи. Некоторые сенаторы украшали свои суда флагами непомерной длины. Так, флаг герцога Орлеанского имел 50 локтей в длину, 30 – в ширину и ниспадал в воду. Со временем морские флаги стали более простыми.

Ряд стран в настоящее время использует в качестве морского флага государственный, но без герба. Иран, Финляндия, Испания, Эквадор, Мальта и Греция – исконно морские державы – имеют специальные флаги торговых судов. Великобритания, Бирма, Цейлон в углу одноцветного полотнища помещают государственный флаг.

Особую систему флагов имеют военные суда. Сначала возникли сигнальные флаги, затем особые флаги командиров эскадр и флотов, которые помещались по правому , почётному борту.

В ХVІІІ-ХІХ вв. помимо государственного флага боевые корабли эскадр несли различные по цвету флаги. После Трафальгарского сражения главным морским флагом Великобритании стал флаг корабля адмирала Нельсона – белый с красным крестом.

Бывшие доминионы и колонии Великобритании, ставшие Британским содружеством наций, утвердили для своих боевых кораблей флаги с белым полотнищем и прямыми крестами разных цветов (Индия, Бирма, ЮАР)

За торговым флотом УНР был признан сине-жёлтый флаг, а военно-морской имел золотой трезубец в левом верхнем углу полотнища. Белый с прямым синим крестом военно-морской флаг Украинской державы, также носил в левой верхней части сине-жёлтый квадрат.

В бывшем СССР на боевых кораблях военно-морского флота в 1918-1920 гг. поднимался красный флаг, а в 1920 г. был утверждён флаг Военно-морских сил СССР в виде белого полотнища с голубой полоской вдоль нижней кромки, на котором изображены пятиконечная звезда слева, серп и молот справа.

В современной международной жизни всё чаще присутствуют флаги международных сообществ – Организации Объединённых Наций, Олимпийского комитета, Организации африканского единства, Лиги арабских стран.

Пакт Рериха, заключённый ещё в 1935 и 1945 г., положенный в основу Международной конвенции о защите культурных ценностей в случае военного конфликта, символизирует белое полотнище с красной окружностью с тремя красными шарами в центре. Этот флаг торжественно поднимается на конференциях ЮНЕСКО, посвящённых охране памятников культуры.

Источниками вексиллологии являются прежде всего сами знамёна, флаги, хоругви, стяги, а также документы, их описывающие.

Знамёна хранятся в музеях и частных коллекциях. Крупнейшими коллекциями знамён обладают Эрмитаж, Государственный исторический музей, Музей Вооружённых Сил.

После ликвидации Запорожской Сечи все её клейноды были вывезены в Санкт-Петербург, где хранились в Спасо-Преображенском соборе и Эрмитаже. Сейчас эти регалии в основном находятся в Эрмитаже.

Однако каталоги музейных коллекций знамён отсутствовали.

Уже в древнем мире появились письменные данные о флагах. Они содержаться в сочинениях Гомера, Вергилия, Плиния. Описания древних штандартов и флагов хранят средневековые летописи и хроники. В рукописных «книгах путешествий нередко упоминаются флаги, даются их описания и рисунки.

В «Книге познания», написанной неизвестным францисканским монахом в 1345-1350 гг., находящейся ныне в Мадридской национальной библиотеке, содержаться около ста цветных рисунков флагов и гербов разных городов. Богатое собрание рисунков флагов стран и городов Европы, Азии и Африки содержит так называемый Атлас Карла V (1375 г.), находящийся в Парижской национальной библиотеке.

В ХІ-ХІІІ вв. изображения флагов появились на морских картах. Издавна, рисуя и уточняя карты, географы заполняли их пустые места различными рисунками «из жизни иноверцев». Это были виды городов, гор и проливов, а также местные флаги. Особенно часто изображения флагов встречаются на португальских морских компасных картах ХІІ-ХVІІ вв. Эта традиция сохраняется при издании карт и атласов и сейчас.

Хотя изучение и коллекционирование знамён имеют древнюю историю, как самостоятельная научная дисциплина вексиллология сравнительно недавно выделилась из геральдики. Долгое время в работах исследователей для её обозначения употреблялся термин «знаменеведение», но в настоящее время укрепился международный термин «вексиллология».

Как самостоятельная научная дисциплина вексиллология развивается в Западной Европе и Америке с середины ХІХ в., когда впервые были опубликованы специальные альбомы флагов и исследования о них.

В России активное исследование отечественных знамён началось в ХХ в., очевидно, в связи с подготовкой к празднованию 300-летия дома Романовых.

С провозглашением самостоятельности Украины встал вопрос об установлении национального флага и герба. 19 февраля 1992 г. Верховный Совет Украины утвердил малый герб Украины с изображением Трызуба на щите. Был утверждён и национальный флаг, имеющий два цвета, — жёлтый и голубой.

(Специальные исторические дисциплины. — Киев, 1992. — С. 69-79)

Похожие статьи

Блок

Блок